Допечатая подготовка
Перед началом печати необходимо провести большой объём предварительных работ: создание макета, цветоделение, вывод пленок, получение цветопроб, подготовка бумаги к печати. Подробнее о цикле работ допечатной подготовки вы можете узнать из нашей статьи.
Допечатная подготовка (препринт) состоит из трёх основных частей — работы Издательства (Рекламного Агентства), Препресс-бюро (Сервис-бюро) и Типографии. Остановимся поподробнее на каждом этапе работы. Первая часть допечатной подготовки — работа Издательства (Рекламного Агентства).
Включает в себя разработку необходимого издания — разработку концепции, написание. набор, корректуру и редактуру текстов, подбор иллюстративного материала и проведение необходимых фотосъемок, сканирование и цветокоррекцию полученного иллюстративного материала, дизайн и, наконец, создание электронной версии оригинала-макета.
В настоящее время создание электронной версии осуществляется в основном на базе нескольких хорошо известных издательских программных продуктов. Для журнальной и книжно-журнальной верстки используются в основном, QuarkXPress и Adobe Pagemaker. Наиболее распространенными графическими пакетами являются Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Corel Draw. Надо отметить, что использование Corel Draw зачастую даёт непредсказуемые результаты при цветоделении, а поэтому нежелательно. В процессе работы над электронным макетом желательно иметь возможность получения цифровых цветопроб или хотя бы цветных или черно-белых распечаток подготавливаемого издания.
Важно отметить, что принцип работы принтеров отличается от принципа работы фотонаборных устройств, и получение желаемого результата на принтерных распечатках не даёт стопроцентных гарантий того, что фотоформы будут также правильными. Проверка полученных фотоформ абсолютно необходима! Вторая часть допечатной подготовки — работа Препресс-бюро (Сервис-бюро) Включает в себя вывод цветоделенных плёнок (фотоформ) на фотонаборных аппаратах (ФНА) и изготовление аналоговых цветопроб. Современные ФНА позволяют получать разные типы растрирования изображений и производят автоматический спуск полос — расстановку полос издания в таком виде и порядке, в каком они должны оказаться на печатном листе.
Для получения фотоформ для высококачественных изданий необходимо использовать ФНА с внутренним барабаном или капстановые ФНА. Непременным условием правильной работы ФНА является регулярный сенситометрический контроль его работы.
Не в каждом издательстве есть хорошие сканеры, поэтому зачастую именно в Препресс-бюро производят необходимое качественное сканирование и цветокоррекцию. Полученные иллюстрации могут использоваться в электронных макетах Издательства.
Третья часть допечатной подготовки — работа Типографии Включает в себя монтаж фотоформ на монтажной основе (если это необходимо), изготовление офсетных пластин, подготовку бумаги к печати и, если такая возможность есть в типографии, изготовление офсетной цветопробы. Необходимо отметить, что всё в большем количестве типографий появляется оборудование, работающее по технологии Computer-to-Plate и позволяющее исключить получение фотоформ, для которых необходим ручной монтаж, и изготовление офсетных пластин.
Рассмотрим некоторые нюансы, возникающие в процессе допечатной подготовки в Типографии.
Процесс монтажа фотоформ принципиально очень прост, но требует определённого опыта и сноровки. Все допущенные ошибки в процессе монтажа связаны или с невнимательностью монтажистки — несоответствием монтажа спусковому макету,- или с неаккуратностью — недостаточно хорошим совмещением, попаданием грязи между монтажной основой и фотоформой и т.п.
Процесс экспонирования — копирование под действием УФ-излучения изображения с фотоформ на формные (офсетные) пластины производится в различных копировальных рамах и требует уже не только аккуратности, но и выполнения ряда технологических условий. Копирование должно осуществляться при оптимальном времени и условиях экспонирования (в копировальных рамах, позволяющих проводить многоступенчатые процессы экспонирования). Определение времени экспозиции осуществляется экспериментально в процессе последовательного экспонирования (с разным временем) контрольных полутоновых шкал (например, СПШ-К) на формные пластины. Эту операцию необходимо делать каждый раз при получении новой партии офсетных пластин или смены УФ-лампы в копировальной раме. Необходимо также осуществлять и текущий контроль качества путем экспонирования растровых или микроштриховых тестов (РШ-Ф). Проявление отэкспонированных формных пластин производится в проявочных машинах (процессорах) или в некоторых небольших типографиях всё ещё вручную. В процессе проявления происходит вымывание разложившегося (под действием УФ-излучения) копировального слоя на тех участках формных пластин, которые оказались под действием УФ-излучения. Эти участки соответствуют пробельным элементам. Получающееся таким образом изображение на формной пластине является прямым.
Процесс проявления так же, как и процесс экспонирования формных пластин, требует соблюдения определённых технологических условий. Необходимо определение и соблюдение как времени проявления формных пластин, так и температуры и степени старения (****) проявителя.
Крайне неразумно использовать проявитель слишком долго. Это приводит не только к увеличению времени проявления, но и к ухудшению качества проявления и к накоплению в проявителе мельчайших загрязнений, что вызывает появление мелкой «сыпи» на формах и необходимость переделки форм.
Проявленные пластины иногда покрывают гуммирующим раствором, защищающим печатные формы от окисления. Перед началом работы этот раствор с пластин смывается. Однако даже без покрытия гуммирующим раствором качество проявленных современных пластин сохраняется достаточно долго.
Подготовка бумаги к печати представляет собой акклиматизацию и резку под печатный формат. Процессу акклиматизации и бережному отношению к бумаге, к сожалению, должное место отводится не всегда, хотя безукоризненное состояние бумаги — одно из важнейших условий устойчивой работы офсетной печатной машины и достижения хорошего качества.
При переувлажнении хранящейся бумаги и дальнейшей ускоренной сушке возникают силы, приводящие к короблению листа. Как правило, именно несоблюдение требований по акклиматизации приводят к подобному результату. Типичными ошибками можно считать преждевременное вскрытие пачек с бумагой, работа «с колес» (т.е. с бумагой, хранившейся или транспортировавшейся в климатических условиях, отличающихся от цеховых), длительные интервалы между печатью в несколько прогонов.
При подготовке бумаги к печати следует руководствоваться следующими требованиями. При поставке бумаги в печатный цех с палеты должны быть удалены крепящие ленты и внешний амбалаж. В таком виде бумага должна оставаться в условиях печатного цеха до тех пор, пока она не достигнет температуры печатного цеха. Вскрытие пачек бумаги должно происходить непосредственно перед печатью. В зависимости от разницы температуры между поверхностью бумаги и окружающим воздухом минимальное время акклиматизации должно составлять:
Объём упаковки |
Время акклиматизации стопы бумаги (в пачках), при разнице температуры печатного цеха и бумаги (°С), час: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
м3 |
5°С |
10 °С |
15 °С |
20 °С |
25 °С |
30 °С |
35 °С |
|
0,2 |
4 |
7 |
9 |
15 |
21 |
28 |
41 |
62 |
0,4 |
7 |
12 |
17 |
26 |
36 |
41 |
64 |
92 |
0,6 |
9 |
15 |
20 |
31 |
42 |
55 |
76 |
106 |
1 |
12 |
18 |
23 |
33 |
46 |
63 |
84 |
115 |
2 |
13 |
19 |
24 |
35 |
49 |
66 |
90 |
123 |
Для печати на листовых машинах не рекомендуется использовать бумагу, получаемую в ролях с последующей резкой. Бумаги, продаваемые в ролях и листах имеют различную влажность. Это приводит к тому, что порезанная ролевая бумага не набирает необходимый уровень влажности, что может выразиться в её деформации. Именно поэтому производители не принимают претензии по качеству ролевой бумаги, порезанной на листы. При резке мелованной бумаги на гильотине неминуемо образуется пыль от покровного слоя, которая, попадая в печатную машину, засоряет увлажняющий раствор и оседает на офсетной резине. Резка бумаги на фабрике производится на промышленной листорезке из 2-4 ролей. Соответственно рубящий нож просекает одновременно лишь несколько листов, что определяет низкий уровень пыли, оседающей на бумаге.
Бумажные листы не должны иметь механических повреждений, волнистости, пузырей или царапин. Они не должны подвергаться негативному воздействию влаги и температурным колебаниям. Не в каждой типографии находится возможность проводить акклиматизацию бумаги перед печатью, а зачастую этому вообще не придают никакого значения. Некоторые сорта бумаги и картона настолько гигроскопичны (например, макулатурные картоны), что даже самые незначительные отклонения температуры и влажности в типографии приводят к неравномерной деформации. При поглощении бумагой влаги на её краях образуется более или менее выраженная волнистость, если бумага отдаёт влагу — её края загибаются (коробление бумаги).
Выбор того или иного вида бумаги, как правило, осуществляется заказчиком. Зачастую этот выбор определяется желанием сэкономить. Но высококачественную продукцию нельзя получить на низкосортной бумаге. Именно эта бумага или картон подвержены наиболее сильному влиянию мельчайших флуктуации состояния микроклимата.
Соблюдение мер по правильному обращению с бумагой является необходимым, но не достаточным условием для обеспечения качественной печати. Не меньшее значение оказывает и направление отлива бумаги. Под направлением отлива бумаги понимают направление потока материала в бумагоделательной машине, вдоль него в основном и ориентируются волокна.
Направление отлива должно быть параллельно оси цилиндра печатной машины. А при работе на малых офсетных машинах допускается направление отлива перпендикулярно к оси цилиндра (более высокая жёсткость и поэтому лучшая выкладка листов).
Важно учитывать направление отлива и для послепечатной обработки продукции. Нелишне напомнить, что при биговке и фальцовке направление отлива должно быть параллельно линии сгиба.